Мужской галстук-бабочка – один из излюбленных аксессуаров современных бартендеров всего мира. Начиная с момента своего появления и до настоящего времени, он пережил много функциональных и семантических трансформаций. Этот, казалось бы, традиционный аксессуар мужского гардероба, на деле обладает множеством значений, от высокомерия до раболепства, от брутальности до утонченности, от привилегированности до безличия. Это при всем при том, что бант, коим по сути является галстук-бабочка, – непременный атрибут женского гардероба последние 300 лет. Будем разбираться.
По одной из версий происхождение галстука-бабочки связано с именем короля Франции Людовика XIV. В ходе тридцатилетней войны (1618-1648) хорватские солдаты, принимавшие участие в боевых действиях, повязывали поверх воротничка рубашки шарф и закалывали его так, чтобы концы воротничка не распадались. По внешнему виду получалось нечто похожее на галстук-бабочку. Французские офицеры позаимствовали эту идею и, вернувшись домой, распространили ее в своем кругу. “Фишка” так понравилась Людовику XIV, что он, а за ним и вся французская знать переняли эту моду, сделав бабочку мужским аристократическим атрибутом.
На самом деле, хорватские солдаты не просто закрепляли уголки воротничка с помощью отреза ткани и делали это вовсе не для красоты. Данный отрез ткани, помимо прочего создавал дополнительную защиту для шеи.
Тонкая кожа, чувствительность к холоду, хрупкое строение шейного отдела позвоночника, сонная артерия – все это делает шею особым объектом внимания, требуя комфорта и защищенности. Одновременно шея – это объект для демонстрации регалий и преимуществ. Знаки, отмечающие религиозную принадлежность, медали, колье, личные знаки отличия и обереги носятся именно на шее. При этом именно эта часть тела сама по себе является объектом внимания – это эрогенная зона, которая привлекает повышенное внимание окружающих.
Парадный военный портрет Людовика XIV, короля Франции, источник фото
Таким образом мужской галстук-бабочка уже на заре своей жизни приобрел двойное значение: элемент военной формы, имеющий утилитарное назначение с одной стороны, и декоративный атрибут светского аристократического костюма – с другой. С течением времени галстук-бабочка утратил свою первоначальную защитную функцию и стал все больше приковывать внимание к шее, нежели чем защищать ее.
Впоследствии бабочка, в особенности черного цвета, – превратилась в непременный атрибут униформы, свидетельствующий о вежливом обслуживании, особом пиетете по отношению к тому, кого обслуживает человек в бабочке, а также в отсутствии личного мнения в рабочее время.
Бабочка в истории униформы закрепилась в XIX веке – это история взаимоотношений между слугой и его хозяином-аристократом. Это был доверенный человек, уполномоченный заведовать прочими слугами. В современном контексте эта связь между клиентом и обслугой в бабочке семиотически поднимает статус первого до уровня хозяина положения. Более того, наличие бабочки создает особую атмосферу и приводит к исполнению ритуалов обслуживания клиентов в особо деликатной форме.
На самом деле – это некое ожидание со стороны клиента. Если персонал в бабочках, то и обслуживание должно соответствовать высоким стандартам. Опять же, здесь возникает двойственность понятий этого аксессуара. С одной стороны, бабочка превращает обычный костюм в формальный, с другой, создает флер элегантности, легкости и особой грации.
Французские официанты, начало XX века, источник фото
Во второй половине XIX века бабочку носили не только официанты, но и художники, торговцы и представители активно развивающегося класса буржуазии. В этом смысле бабочка объединяла одних с другими. Ключевое сходство – заинтересованность в собственной персоне – ее активная экспозиция. И если буржуа с помощью эффектного атрибута галстука-бабочки говорили об успешном финансовом положении, то художники и поэты – о статусе маэстро и знатока искусств.
Необходимо отметить, что и те и другие – хозяева и слуги одновременно – одни для государства, вторые для публики.
В октябре 1886-го года Пьер Лоррила, американский магнат, владелец табачных фабрик, ввел в моду новый формальный стиль, появившись на балу в Tuxedo Club (элитный курорт недалеко от Нью-Йорк Сити) в черном пиджаке с шелковыми лацканами, черном жилете, черных брюках с шелковой отделкой по боковому шву, белой рубашке и черных кожаных ботинках. Завершал образ шелковый черный галстук-бабочка. Такой вечерний костюм быстро приобрел популярность среди буржуазии и получил название смокинг или тукседо, а форма одежды – black tie. Черный шелковый галстук-бабочка с тех пор получил свое очередное, на этот раз, формальное призвание.
Мода на бабочки еще больше возросла после премьеры в Милане в 1904 году оперы Дж. Пуччини «Чио-чио-сан» (она же «Мадам Баттерфляй»). Музыканты в оркестровой яме театра «Ла Скала» были одеты в черные костюмы и бабочки. Идея обязать музыкантов надеть галстук-бабочки принадлежала дирижеру оркестра.
После премьеры спрос на галстуки-бабочки вырос в разы. С тех пор это не только обязательный атрибут буржуазного общества, но и свидетельство тонкого вкуса своего владельца.
Двадцатый век внес свои значительные коррективы в семантику этого аксессуара. Используясь в тех вариантах и случаях, для которых он, казалось бы, не предназначен, галстук-бабочка постепенно вышел из рамок классического формального гардероба и гардероба прислуги. Он стал неотъемлемой частью костюма для многих значимых образов прошедшего века. Образов, за которыми закреплена уникальная концепция и свой информационный посыл.
Бабочка Уинстона Черчилля, Карла Лагерфельда и Маноло Бланика, Чарли Чаплина и Джеймса Бонда, Рональда Макдональда, Микки Мауса и Кота Леопольда, Владимира Маяковского, Фреда Астера и Френка Синатры. В каждом случае – свое особенное значение, свой выразительный жест, несущий определенный узнаваемый смысл.
Тиражирование типичных образов средствами массовой информации также оставляет свой след для новых интерпретаций аксессуара – американский коммивояжер или художник, сумасшедший ученый или цирковой клоун, официант или дирижер. Использование галстука-бабочки в частном случае может быть прочтено окружающими именно с учетом опыта узнаваемых образов, транслируемых СМИ.
Галстук-бабочка всегда использовался, чтобы выделить своего хозяина – возвысить его над всем банальным и будничным. Он слишком особый для большинства контекстов. При этом, в Западной и особенно северо-американской культуре, человек в бабочке – слишком нарядный. Такого человека могут счесть за сноба, чья искренность подвергается сомнению, потому как он больше заботится о себе, нежели чем о социальных отношениях.
Популярно мнение, что надевать бабочку на собеседования не стоит, потому как это могут счесть за высокомерие и самодовольство.
А в 20-х годах бабочка теряет гендерную айдентику. Такие звезды черно-белого кино как Марлен Дитрих и Кэтрин Хепберн вводят в моду “мужские” образы, используя в кино и в жизни элементы традиционно мужского гардероба: фраки, пиджаки, цилиндры, брюки и конечно же галстуки-бабочки.
На практике исторически скопившаяся амбивалентность галстука-бабочки может работать в противоположных направлениях, превращая привычное в экстравагантное, человека в бабочке, желающего казаться аристократичным – в подобие обслуживающего персонала, а профессионала, который за счет этого аксессуара хочет казаться более компетентным – в профана или клоуна.
Марлен Дитрих в образе из фильма “Марокко”, источник фото
С другой стороны, в этом и состоит привлекательность галстука-бабочки. Грамотное использование этого аксессуара производит эффект попадания в яблочко.
В итоге, можно сказать, что ключевой референс – это тело и весь внешний облик хозяина бабочки. То есть, использование в костюме галстука-бабочки – это не стратегический подход к внешнему виду, а тактический ход, говорящий о чем-то очень конкретном.
Образ из рекламной кампании Tom Ford транслирует современное прочтение и многозначность галстука-бабочки, источник фото
Бабочка связана с повседневным и экстраординарным, со службой и владением. Концепция значения – это с одной стороны униформа, с другой – элегантный костюм. Это финальное прикосновение, последний штрих на портрете. И весь посыл, все значение будет зависеть от того, насколько сбалансирован образ. Это то же самое, что правильно отрегулировать концы галстука-бабочки, которые вы поправляете, завязав основной узел.
Интересное по теме: Костюм официанта и бармена – эволюция
Новый ресторан SAMPO открылся в Мурманске этой осенью, пополнив коллекцию самобытных гастрономических проектов Севера России. На 500 квадратах, без преувеличения,…
Горячий шоколад со стаутом и маршмелоу ввели в меню в пивном ресторане Ян Примус в Москве. Такие новости про сладкий…
"Кокосовое вино мы пили с тобой когда-то" - так скоро может зазвучать популярная песня в Индии, ведь там фермер объявил…
Серж - новый коктейльный бар от энтузиастов из проекта ÇAVA Disco, который как будто всегда был в лобби отеля AKYAN,…
День шампанского - Global Champagne day - во всем мире ежегодно празднуют в последнюю пятницу октября. Команда Champagne Charlie’s bistro…
Вино Femme d’Abrau (с фр. — «девушка из Абрау») от группы компаний «Абрау-Дюрсо» — это красное вино из уникального сорта…