Всего неделю назад 8 июля 2020 года депутаты Законодательного собрания Петербурга приняли в третьем чтении законопроект, вокруг которого развернулись почти что боевые действия. Речь идет о прозванном в народе «законе о наливайках», согласно которому бары Петербурга, находящихся в жилых домах, должны иметь торговую площадь более 50 квадратных метров. Автор проекта — глава комитета по законодательству ЗакСа, член постоянной комиссии по устройству государственной власти, местному самоуправлению и административно-территориальному устройству Денис Четырбок — мог бы и не вносить поправку в Федеральный закон, но почему-то сделал это. Мы попытались разобраться, зачем нужно было увеличивать торговую площадь именно в Петербурге и что же барам делать дальше.
Бары Петербурга — часть культурного кода
Барная культуры Петербурга — уникальное явление не только для России, но и для всего мира, она тесно переплетается с образом города и выходит далеко за пределы одной лишь индустрии гостеприимства. Новый закон разрушает успевшую совсем недавно сформироваться экосистему, бьет по туристической привлекательности региона, не говоря уже об убийстве малого бизнеса. Хотя в идеале закон призван бороться с небольшими полуподпольными заведениями, торгующими некачественным алкоголем. По факту, же большинство петербургских крафтовых баров будут вынуждены закрыться.
Барная индустрия города не успела оправиться от последствий, вызванных карантинными мерами по поводу пандемии COVID-19, и тут же получила новый разрушительный удар — законопроект лишает рабочих мест более 6 тысяч специалистов, а городскую казну дохода более полумиллиарда рублей в год.
Аргументы идеологов законопроекта — закрытие «наливаек» позволит улучшить ситуацию в историческом центре Петербурга. Авторы инициативы считают, что автоматически понизится уровень шума во дворах, меньше будет праздно шатающихся пьяных граждан, а улицы станут чище.
Закон устанавливает водораздел между обычными петербуржцами, живущими в историческом центре по соседству с барами, и игроками барной индустрии, а также завсегдатаями баров. Но так ли уж интересы этих групп противоречат друг другу? Не хотят ли бартендеры чистоты и порядка на улицах Петербурга? А жители исторического центра — иметь возможность насладиться атмосферой крафтового бара и пробовать авторские коктейли?
А что же барное коммьюнити?
Активисты от баров и ресторанов с середины июня бьют тревогу, а диванные аналитики удивляются, почему раньше барное коммьюнити не встало на защиту своих интересов, а допустило, чтобы закон тихо прошел до третьего чтения.
Отвечая всем удивляющимся — поправка про 50 метров появилась не так давно и сразу последовала реакция от профессионального сообщества. Социальные сети кипят, а бары добились уже приглашения в Смольный для диалога и создания некой оперативной группы. Но достаточно ли этого?
Острота вопроса
Арина Никольская — одна из самых влиятельных женщин в мировой барной индустрии и директор Moscow Bar Show, которое уже несколько лет подряд проводится в Петербурге, еще 30 июня прокомментировала ситуацию на официальной странице MBS в Facebook.
«Тем, кто хотя бы раз гулял по Петербургу, прокладывая свой маршрут через небольшие бары и рюмочные, не нужно объяснять, что эти заведения — важная культурная и гастрономическая особенность Северной cтолицы. Петербург. Это город находка для туриста, здесь музеи, памятники архитектуры, каналы и улочки переплетены с заведениями на любой вкус, среди которых, огромную роль в формировании портрета города занимают небольшие аутентичные бары с только им присущей атмосферой.
Крафт, рюмочные и небольшие авторские бары лишатся лицензии на продажу алкоголя и будут стёрты с лица Северной cтолицы. Но речь не только об этом, но и об очередном ударе в спину малого бизнеса, который с таким трудом пережил карантин, о людях, оставшихся без работы и как следствие, росте подпольной продажи алкоголя.
Закон принимается по всей РФ и в каждом регионе будет раскрываться по-своему, а это значит, что он может и будет меняться. Мечты многих барменов открыть уютный авторский бар упираются в новую преграду.
У нашей команды есть надежда, что происходящее в Петербурге создаст резонанс и напомнит, как важно быть вместе, потому что эта ситуация явно будет иметь продолжение».
Глас народа
Активные пользователи Фейсбука и представители творческой интеллигенции Петербурга поддерживают барное сообщество и говорят о значимой роли баров. Лиза Савина, куратор и галерист:
«Бары — это лучшее что произошло с Петербургом за последние годы. Как деятелю имени искусства немножко обидно признавать, но именно они определили лицо современной культуры города. Но второй, третий и двадцать пятый раз едут к нам на Рубинштейна, Некрасова и в крохотные бары Петроградской стороны, а не в музеи, где почти ничего не происходит, галереи, которых мало и выставочный зал, который нормальный один. И все это закрывается в семь. А то и в пять. Теперь же один гениальный законодатель придумал, что надо бороться с, пардон, наливайками и поэтому нельзя давать лицензию на продажу алкоголя помещениям меньше 50 м2. А это все наши места — «На вина», «Бар 8», «Большой», «Хроники» и ещё куча других. Места, где ты встречаешь своих, сидишь на подоконнике с бокалом вина или ноешь за жизнь бармену. Ну допустим я сейчас нет, но знаете сколько раньше да. Да у меня даже было понятие бармейтов — людей с которыми мы дружим только в барах».
В Парламент поступило более ста обращений от предпринимателей с просьбами не допустить вступления в силу предложенных поправок, а на Change.org петербуржцы создали петицию, которую уже подписали 27 тысяч человек.
У баров Петербурга есть шанс?
Острый «вопрос улицы Рубинштейна» временно решили благодаря привлечению полиции и Росгвардии. Глава Центрального района Максим Мейксин на прошлой неделе уже высказался на тему выделения особого статуса данной улице, ссылаясь на международную практику регулирования подобных проблемных вопросов.
Значит всё же можно было решить вопрос точечно, не убивая небольшие бары.
За неделю жарких споров по этому поводу, инициатор законопроекта решил смягчить свои предложения и рассмотреть возможность выделения категории «авторские бары». Но нас не перестает мучить вопрос, зачем все это?
По этому поводу мы поговорили с депутатом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от «Партии Роста» Максимом Резником, человеком, который 8 июля предлагал снять закон «О 50 метрах» с голосования, в силу его угрожающих многим сферам жизни города последствий.
Истинные цели
Как вы думаете какие истинные цели преследовали инициаторы этого проекта?
Можно предположить, что это делается в каких-то интересах крупного бизнеса, но скорее всего просто не проработан сам закон. Депутаты не понимают сути вопроса и последствий принимаемых ими решений.
Главный аргумент инициаторов законопроекта — большое количество обращений граждан. Такие обращения, конечно, есть и происходят они регулярно. Но дело в том, что предложение Четырбока никак не решает данную проблему. Это попытка найти простые решения сложных вопросов.
Что представители барного сообщества могут сделать сейчас, после того как законопроект принят в третьем чтении и находится на подписи у губернатора Петербурга?
Способ по большому счету всегда один — сопротивление в рамках закона — это публичная общественная кампания. Даже если Беглов подпишет этот законопроект, кампанию надо всё равно продолжать.
Встать на защиту
Если эту инициативу утвердят, то нужно будет вносить другой законопроект, отменяющий действие предыдущего. Кроме меня еще 7 депутатов голосовали против. Мы внесем законопроект, что нужно вернуть разрешенный метраж на уровень 20 квадратных метров.
Было бы хорошо, если бы в защиту баров выступили их постоянные клиенты с паблисити, не ангажированные с политикой, но при этом системные сторонники власти. Надо придать широкий общественный резонанс этому вопросу.
Для владельцев бара важно сохранять единение, чтобы власти не растащили их по одиночке.
Сейчас, как вы видите, применяется именно такая тактика: пообещать что-то каждому, обнадежить. Расчет на то, что барное сообщество успокоится и протест сам собой рассосется — а это им и нужно.
Важно не заморозить протест и доказать, что это важно не только самим предпринимателям, потому что они на этом зарабатывают, но и обычным петербуржцам. Думаю, лучше всего сработают адресные видеообращения публичных людей к губернатору и чиновникам, ответственным за реализацию данного закона.
Расширить границы и привлечь внимание
Никаких волшебных рецептов тут нет: бить челом и требовать — вот по сути два подхода, которые предприниматели могут здесь применять. Главное, сохранять единство в своих действиях.
Еще, если бары чем-то помогают ТСЖ, рядом с которыми они находятся: облагораживают территорию, меняют старые оконные рамы соседям, ухаживают за внутренними дворами — надо об этом говорить. Ведь сейчас всем слышен голос только недовольных жильцов, но ведь есть и другая сторона.
Необходимо расширять сферу резонанса этого вопроса, ведь это уже вышло за пределы политики и стало защитой Петербурга и его идентичности.
Мы благодарим Максима Резника за советы и за то, что встал на сторону малого бизнеса. Всех представителей барного и ресторанного коммьюнити призываем прислушаться к мудрым словам и не переставать бороться за свои проекты. Вы нужны людям и городу!
Тем временем
Параллельно с этим ФАС предлагает разрешить торговлю пивом на заправках и в парках. Лицензии на продажу алкогольной продукции предложили сделать бессрочными. Кроме того, представители ФАС считают необходимым позволить продажу алкогольных напитков в парках, заповедниках, санаториях, отелях и гостиницах, которые оказывают медицинские услуги. Как говорится — без комментариев.
Все изображения взяты в фотобанке или предоставлены героями статьи.