В начале сентября нас ждёт очередной глобальный микс культурных и барных веяний на одном из крупнейших мировых мероприятий индустрии – Moscow Bar Show 2019. Ежегодно, начиная с 2015 года мы поддерживаем проект и наблюдаем за его развитием. Все материалы по теме собраны в разделе MBS. Сегодня представляем вашему вниманию первую часть интервью c главной по бокальчикам и напиткам в России. Просим любить и жаловать – Арина Никольская. Бескомпромиссная, яркая, умная и максимально профессиональная леди. Она уже несколько лет занимается организацией шоу и активно выводит его и барную Россию на международный уровень.
Смешение культур и смена парадигмы
Арина, у тебя очень хороший английский – это редкость для нашей страны в принципе, как получилось, что ты реальный “нэйтив спикер” и говоришь со всей индустрией на одном языке?
Я родилась и выросла в Москве в мультинациональной семье: мой дед – ирландского происхождения, физик-ядерщик, всю жизнь проработавший преимущественно в СССР. Однако свои черновики научных работ он так и не привык писать по-русски: английский у нас в семье был признан более емким и подходящим для четкого изложения научных и философских идей. Русский же прекрасно подходил для пространных разговоров про литературу, живопись и музыку. Бабушка была профессиональной пианисткой, гастролировала по миру, дома всегда было много иностранных студентов, приезжающих учиться и стажироваться. Среда подразумевала билингвальность.
Это многое объясняет. А свобода мышления тоже из семьи?
Да, конечно, я была воспитана на стыке кардинально разных культур. Дезориентированное время 90-х прошло абсолютно мимо меня. А вот разнообразная семейная история, богатая на дружбу с известными диссидентами, классический конфликт «физики-лирики», книги, живопись, классическая музыка и бесконечные разговоры на кухне – это то, что сформировало меня.
Смешение восприятий и языков дало мне, с одной стороны, определенную свободу мышления и независимость от социополитической среды, с другой – лишило меня ощущения четкой принадлежности к какой-либо культуре и стране. Ребенок мира – вот, наверное, самое правильное определение.
Ребенок мира и алкоголь – крутой замес! Как ты пришла в индустрию? Это был осознанный выбор девушки с ирландскими корнями?
В проект Moscow Bar Show я попала случайно. И увидела возможность использовать индустрию гостеприимства в качестве платформы, на которой можно говорить о важных вопросах межкультурной коммуникации.
Мало уметь перевести с одного языка на другой, нужно еще и ретранслировать одну парадигму в другой культурный контекст.
Moscow Bar Show – путь изменений
Как ты развиваешь MBS, и какой путь прошла ваша команда?
Я пришла в MBS, когда она была международной барной выставкой в рамках ПИР ЭКСПО. Формат «выставки», на мой взгляд, не отражал реальных возможностей проекта.
Стремительное развитие аудитории бартендеров стимулировало креативность, заставляя постоянно работать над поиском новых интересных идей и решений. Специфика нашей сферы в том, что все очень быстро приедается, и ты ждешь чего-то нового. Все должно содержать в себе элемент WOW.
Быстро стало очевидно, что формат Crocus Expo совсем не вяжется с теми активностями, которые мы хотели бы делать, и не дает необходимой свободы действий. Тут же, очень вовремя, грянул кризис, который окончательно изменил правила игры на рынке. Контент и оригинальная концепция стали цениться больше «версалей», возводимых за бешеные деньги в три дня.
Мы стали глубже прорабатывать идеи, вовлекать в процесс алкогольные компании. С 2016 года у нас появились тэглайны года, задающие направление размышлений для аудитории. В прошлом году, например, это Myth Busters, в этом – Deconstructed.
Арина Никольская о барных шоу мира
Тебя можно встретить на всех крупнейших барных событиях мира, расскажи про международный опыт развития шоу для бартнедеров?
Все барные выставки развиваются по одному и тому же сценарию: экспозиция компаний, на фоне которой формируется программа, как правило, не являющаяся главным фокусом мероприятия.
Посетив разнообразные бар-шоу, я пришла к выводу, что наша особенность именно в тематической нагрузке, которая позволяет говорить не только о миксологии и проблемах управления баром, но и о таких глобальных вопросах как общение, взаимопонимание и культурный обмен.
Это уникальный опыт России?
Да, такой поворот отчасти был продиктован самим российским рынком, достаточно сильно отличающимся от международного. Мы понимали, что не можем действовать, как Bar Convent Berlin, с которым нас одно время сравнивали. Гениальные советы «Арина, сделай как BCB» сначала раздражали, потом начали веселить. Одно время я терпеливо объясняла каждому «без пяти минут организатору», что даже если снять самолетный ангар, то он не найдет такое количество брендов, как в Берлине, чтобы заполнить его.
Нет, в Россию внезапно не ломанётся огромное количество маленьких брендов с вермутами/крафтовыми джинами/мескалями (нужное подчеркнуть).
Да, это прекрасно, что ты можешь оценить тонкости этих продуктов, но готов ли ты заказывать ящиками продукт, который за время пути превратится по цене из базового европейского вермута в лакшери позицию?
К слову, зачастую гостям не хватит не образования, а денег, чтобы заказать джин-тоник на каком-то навороченном Old Tom Gin, например.
Расскажи про мировые барные выставки: BCB Brooklyn, Tales of The Cocktail, Bar Convent Berlin и барное шоу в Афинах.
BCB Brooklyn
В конце прошлого июня, почти год назад, первый раз прошла выставка Bar Convent Brooklyn. Американское ответвление BCB, который в этом году должен пройти то ли в Мексике, то ли в Южной Америке. Насколько я понимаю, ребята планируют ездить по всему миру в формате Pop Up. В прошлом году все выглядело достаточно компактно: семинары и производители, по большей части с фокусом на американский рынок. Интересно, что, лишь посетив BCB Brooklyn, я поняла, насколько американская тусовка сегрегирована от всей международной.
В отличие от Tales, Bar Convent Berlin и Афинского барного шоу, здесь нет знакомой нам Европы.
То, что мало кто в Америке выезжает за пределы своей страны, сказывается на индустрии. В итоге, BCB Brooklyn – это хороший инсайд настоящего американского рынка. Мне показалось, что даже на семинарах, скорее уделяют внимание социальным аспектам и сексизму, нежели миксологии.
Что, кстати, можно заметить и на Tales. Причем, это происходит на самом популярном формате семинара в Америке, когда разные спикеры высказываются по 15 минут каждый, так называемый panel talk.
Tales of The Cocktail
Тут тоже, как и на BCB Brooklyn, формат семинарской программы и panel talk. Однако сейчас популярность Tales несколько упала. Эта выставка скорее про тусовки и знакомства, чем про образование. Много вечеринок и pop up баров, почти мгновенно сменяющих друг друга. Возможно потому, что это Новый Орлеан: с прогулками, джазом и отвратительной погодой. Я была там, когда мы с Лешей Боткуновым читали семинар о специфике русского рынка и его реалиях. После скандала с Энн Тьюнерман, они с мужем ушли из руководства, и там планируется некая реструктуризация. Tales изначально – фестиваль, большая алкогольная выставка, которая за несколько дней заполняет Новый Орлеан туристами, что очень выгодно. То есть мы опять возвращаемся к тому, что это скорее про тусовку, а не про деловые переговоры. Впрочем, посещая любое большое барное мероприятие, необходимо иметь какой-то чек-лист, чтобы оно не прошло впустую.
Bar Convent Berlin
Слишком большой фестиваль, чтобы можно было на чем-то сфокусироваться или найти. Его хочется раздробить как-то. Три дня в этом году вместо двух, на мой взгляд, не спасли ситуацию. Все равно невозможно обойти всё и успеть. Причем образовательная программа, за исключением некоторых абсолютно золотых спикеров, на мой взгляд, не самая интересная. Потому что большая часть программы – от брендов, и менее цельная в итоге.
С технической точки зрения, всё, конечно же, на высоте. Я рекомендую BCB тем, кто в поисках новых продуктов. Речь идёт о дегустациях для расширения собственного кругозора. Потому что, как везти всё это в свою страну и ставить в свой бар – непонятно.
Athens Bar Show
Из всех европейских выставок, эта – самая разумно организованная и яркая. Они еще достаточно маленькие, BCB минус лет дцать, уютные и клёвые. Оптимальный размер, чуть больше MBS, и с маленькими европейскими брендами, которые до нас не доезжают по разным причинам. А в прошлом году было еще и много местных греческих продуктов, что очень впечатляет по сравнению с позапрошлым годом, например. Ту же самую динамику можно заметить по количеству новых баров: моноалкогольных, разных, классных и очень достойных. Возможно, хороший климат тоже идёт на пользу выставке. При этом, на Афинском шоу можно встретить европейских селебрити барной индустрии, как от брендов, так и самих по себе. Очень рекомендую к посещению, для разнообразия и расширения кругозора.
Коллаборации и сотрудничество
Почему международные выставки в разных городах не сотрудничают друг с другом?
Я не знаю, для меня это загадка. Именно с этими мыслями я подошла к Энн Тьюннерман на Bar Convent Berlin 2016 с предложением сделать коллаборацию между MBS и Tales. Идея заключалась в том, что бары ездят по всему миру на гест-бартендинги, так почему же бар-шоу не могут делать гесты в разных странах, обмениваться опытом. Отсюда родился ее семинар в позапрошлом году, а я поехала в Новый Орлеан с семинаром Russian Myths Busters, где я впервые на международной арене затронула проблему предрассудков о российской культуре, представления о стране в целом и рассмотрела это в рамках развития культуры пития.
О локальных брендах и загадочной русской культуре, которая нуждается в амбассадорах читайте во второй части интервью.
О том, что ждет гостей на Moscow Bar Show 2019 в петербургском музее стрит-арта, можно узнать здесь.
Фотографии: Moscow Bar Show, фейсбук Арины Никольской.